Понедельник
22.10.2018
19:36
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ - д/с №8 ст.Старовеличковской
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Банеры

Урок на всю жизнь

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Преодоление нарушений слоговой структуры

Преодоление нарушений слоговой структуры слова

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

 Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. В семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром; очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.Часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексии у школьников.Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков).

 Например:  увок- волк,  лисипед –велосипед

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:

подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);

собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата).

Подготовительный этап

Работа на невербальном материале

Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания: Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?

.      Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий следующие:

· Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);

· Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);

·Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку

  Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка символ «-») и коротких (барабан, бубен символ «+»).

Формирование общей координации движений под ритмическую музыку:

 маршировка, легкий бег, ходьба

Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.

Работа на вербальном материале

1. Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало , середина, конец; перед, за, после; первый, последний.

 Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.   Если детям тяжело или дети еще маленькие, можно предложить поиграть в эту игру с музыкальными инструментами (дудочка, барабан, погремушка)

Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными звуками (ма-па, па-ма), закрытые и обратные слоги (пап-ап).

Коррекционный этап

Детям предлагаются следующие задания:

Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;

 Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;

Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);

  Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог);

 Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);

 Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов

Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;

«Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст

Работа над формированием структуры слов подкрепляется наглядностью, в том числе индивидуальным раздаточным материалом. Она сопровождается обучением детей правильному образованию отдельных грамматических форм слов, например: мама мамина (образование притяжательных прилагательных); Вова Вовочка (образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов); белка белки (единственное и множественное число существительных), а также правильному построению фразы. При этом обращается внимание на изменение значения слова в зависимости от его грамматической формы.

В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений.

Фонематический и слоговой анализ слов

1.  Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).

2.  Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.

3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.

4 «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.

5  Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т.д.

6  Объяснить значение слова пароход; из каких 2 слов оно образовано.

7 Исправить ошибку в словах: мотолок, моколо

8  Назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил.

9   «Рассели картинки по домам»                                                    

10 Ребенку предлагается ряд картинок (слов), из них надо выбрать самое длинное слово название изображенного предмета, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова.

11.  Какие слова рифмуются, а какие нет; анализ количества слогов в них: рак, бак, так, банан.

12 Логопед медленно произносит слово по слогам: со-ба-ка, а ребенок произносит это слово целиком.

13  «Разрезные картинки». Ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняют, что если сложить картинку не правильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл.

14 Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА+, КА+

15      Разгадать ребусы:

КОФ.      ЛАС.          КОС.

 учитель- логопед             Камерер Л.В.

Категория: Мои статьи | Добавил: светлана (10.01.2017)
Просмотров: 227 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
телефон доверия

...

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz